1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – обучение студентов использованию современных математических методов и математических моделей при проведении научных исследований, планировании и обосновании управленческих решений в лесном хозяйстве.
Задачами дисциплины являются:
- изучение и овладение основными методами научных исследований в лесном хозяйстве;
- изучение математических методов и приобретение навыков их использования в лесном хозяйстве;
- изучение основ математического моделирования;
- ознакомление и овладение современными прикладными программами для математических расчетов и моделирования;
- приобретение навыков самостоятельного решения лесохозяйственных задач с применением математических методов и моделирования.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Математическое моделирование в лесном хозяйстве» относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.
При изучении дисциплины необходимы, знания, умения и опыт обучающихся приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин.
Таблица 2.1. Сведения о дисциплинах, практиках (и их разделах), на которые опирается содержание данной дисциплины.
Наименование дисциплины, других элементов учебного плана |
Перечень разделов |
Информатика |
Общие сведения об обработке информации с применением ПК |
Экономика, организация и управление |
Основные экономические категории; формулы и данные для расчета экономических величин; организация и управление в предприятиях лесной отрасли |
Математика |
Основные средства математического описания: формулы, уравнения, матрицы и др. Методы математичес-кого программирования. Методы дифференциального исчисления. |
Знания, умения и навыки, полученные в результате освоения дисциплины, должны быть использованы при изучении последующих дисциплин, выполнении выпускной квалификационной работы, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Таблица 3.1. – Сведения о компетенциях и результатах обучения, формируемых данной дисциплиной
Содержание компетенций, формируемых полностью или частично данной дисциплиной |
Коды компетенций в соответствии с ФГОС ВПО |
Перечень результатов обучения, формируемых дисциплиной |
||
По завершении изучения данной дисциплины выпускник должен |
||||
знать |
уметь |
владеть |
||
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-1 |
общие положения экономической теории, основы микро- и макроэкономики, методы организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления |
находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; |
культурой мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, экспериментального исследования |
ПК-1 |
основные законы естественнонаучных дисциплин, необходи-мые для использования в профессиональной деятельности; аналитические и численные методы для анализа математических моделей; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики |
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности |
основными методами определения показателей продуктивности, устойчивости и видового разнообразия лесных фитоценозов; |
способность применять современные методы исследования лесных и урбоэкосистем |
ПК-29 |
основные компоненты лесных и урбоэкосистем: растительный и животный мир, почвы; |
решать обыкновенные дифференциальные уравнения; |
основными методами качественного и количественного химического анализа; методами проведения стандартных испытаний по определению показателей механических и агротехнических свойств почв и применения удобрений; |
готовность спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее |
ПК-32 |
основные законы естественнонаучных дисциплин, основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики |
исследовать компоненты лесных биоценозов; опреде-лять состав, структуру и показатели продук-тивности лесных насаждений; прово-дить полевые иссле-дования почв, оцени-вать их лесорасти-тельные свойства, давать рекомендации по их улучшению |
|
способность обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке проекта освоения лесов, готовность изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования |
ПК-35 |
основные законы естественнонаучных дисциплин, аналитичес-кие и численные методы для анализа математи-ческих моделей |
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности |
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации |
4. Распределение трудоемкости учебной дисциплины по видам занятий
Таблица 4.1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам занятий, реализуемой по учебному плану подготовки бакалавра направления 250100 – Лесное дело, часов
Вид занятий |
Всего |
Семестр 3 |
1. Аудиторные занятия, часов, всего |
46 |
46 |
в том числе: 1.1. Лекции |
18 |
18 |
1.2. Лабораторные работы |
28 |
28 |
1.3. Практические (семинарские) занятия |
- |
- |
2. Самостоятельная работа, часов, всего |
62 |
62 |
в том числе: 2.1. Курсовая работа (КР) |
- |
- |
2.2. Расчетно-графическое задание (РГР) |
- |
- |
2.3. Самостоятельное изучение разделов |
30 |
30 |
2.4. Текущая самоподготовка |
24 |
24 |
2.5. Подготовка и сдача зачета (экзамена) |
8 |
8 |
2.6. Контрольная работа (К) |
- |
- |
Итого часов |
108 |
108 |
Форма промежуточной аттестации |
зачет |
зачет |
Общая трудоемкость, зачетных единиц |
3 |
3 |
5. Тематический план изучения дисциплины
Курс «Математическое моделирование в лесном хозяйстве» предусматривает изучение основ научных исследований в лесном хозяйстве, основ математического и экономико-математического моделирования, математических методов и моделей, применяющихся в лесной отрасли при проведении научных исследований, осуществлении проектно-плановой и производственной деятельности. В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы (табл. 5.1.).
Таблица 5.1. – Тематический план изучения дисциплины по учебному плану по направлению «Лесное дело», для очной формы обучения, часов
Наименование темы |
Изучаемые вопросы |
Объем часов |
Форма текущего контроля |
|||
Лекции |
Лабораторные работы |
Практические |
Самостоятельная работа |
|||
Методы научных исследований в лесном хозяйстве |
Общенаучные и специальные методы исследований. Специфика объектов исследований в лесном хозяйстве и особенности их изучения |
2 |
4 |
|
4 |
ДЗ АКР |
Планирование и проведение экспериментов |
Элементы методики научных экспериментов. Принципы математического планирования экспериментов. Закладка опытов и проведение наблюдений |
2 |
3 |
|
10 |
ДЗ АКР ИЗ |
Основы математической статистики |
Место математической статистики среди лесных наук. Статистические характеристики выборочной совокупности. Виды статистических наблюдений. |
2 |
2 |
|
4 |
ДЗ АКР |
Методы оценки качественной и количественной изменчивости |
Теоретическое и эмпирические распределения. Статистическая оценка распределения. Среднее, медиана, мода. Критерии статистической оценки |
2 |
2 |
|
4 |
ДЗ АКР |
Дисперсионный анализ |
Сущность метода. Одно- и многофакторный дисперсионный анализ. Оценка различий между вариантами. |
2 |
2 |
|
6 |
ДЗ АКР |
Корреляционный и регрессионный анализы |
Понятие о связях величин. Виды связей. Парная и множественная корреляция. Коэффициенты корреляции и детерминации. Понятие о регрессии. Уравнения регрессии и их применение в лесном хозяйстве Экономико-статистическое моделирование |
2 |
3 |
|
6 |
ДЗ АКР |
Информационно-логический анализ |
Понятие и основные положения теории информации. Сущность и назначение информационно-логического анализа. |
2 |
4 |
|
8 |
ДЗ АКР |
Оптимизационные математические методы и модели |
Распределительный метод линейного программирования. Симплексный метод линейного программирования. Динамическое и параметрическое программирование. Сетевые модели. |
4 |
8 |
|
20 |
ДЗ АКР |
Всего |
|
18 |
28 |
|
62 |
|
*Формы текущего контроля: лабораторная работа (ЛР); контрольная работа (К); расчетно-графическая работа (РГР); домашнее задание (ДЗ); реферат (Р); эссе (Э); коллоквиум (КЛ); тестирование (Т); индивидуальное задание (ИЗ); аудиторная контрольная работа (АКР).
6. Образовательные технологии
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, по ООП направлению подготовки 250100 - «Лесное дело» должны составлять не менее 20 процентов от всего объема аудиторных занятий (в соответствии с требованиями ФГОС). По дисциплине «Математическое моделирование в лесном хозяйстве» удельный вес аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах, в соответствии с данной программой составляет 80 процентов или 37 часов.
Таблица 6.1 – Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые на аудиторных занятиях
Семестр |
Вид занятия (Л, ПР, ЛР) |
Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий |
Количество часов* |
3 |
Л |
Визуализация с применением мультимедийных технологий. Систематизация и выделение наиболее существенных элементов информации. |
12 |
ЛР |
Групповая консультация – разъяснение отдельных, наиболее сложных или практически значимых вопросов программы. |
4 |
|
ЛР |
Использование математических пакетов ПП в компьютерном классе |
21 |
|
Итого: |
37 |
*- в одном аудиторном занятии могут сочетаться различные формы проведения занятий.
7. Характеристика фондов оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
С целью мотивации студентов к качественному освоению компетенций и достижению результатов обучения, формируемых дисциплиной «Математическое моделирование в лесном хозяйстве», преподавателем проводится оценка знаний посредством выборочных устных опросов и регулярных кратких письменных аудиторных контрольных работ и итоговых контрольных работ по изучаемым разделам.
Примерный перечень тем, выносимых на самостоятельное
изучение студентов
№ п/п |
Наименование темы |
Изучаемые вопросы |
Объем часов |
Форма контроля по темам |
1 |
Методы научных исследований и планирование экспериментов в лесном хозяйстве |
Методы научного познания. Элементы методики научного эксперимента. Принципы планиро-вания исследования |
14 |
АКР |
2 |
Методы математической статистики в планировании экспериментов и анализе эмпирических данных |
Выборочный метод. Вариационная статистика. Методы оценки достоверности различий. Корреляционный и регрессионный анализ |
20 |
АКР |
3 |
Информационно-логический анализ и моделирование |
Теория информация и математическая логика. Применение информационно-логического анализа |
8 |
АКР |
4 |
Методы нахождения оптимальных проектно-плановых и производственных решений |
Графический, симплексный и распределительный методы линейного программирования. Двойственность в задах линейного программирования |
20 |
АКР |
|
Итого |
|
62 |
|
Характеристика фондов оценочных средств для промежуточной аттестации
Проведение зачета
Оценка «зачтено» выставляется студентам в 3-м семестре, полностью и успешно выполнившим задания текущего контроля в течение семестра:
- получившим положительные оценки за аудиторные контрольные работы;
- выполнившим все домашние задания и другие виды обязательной самостоятельной работы.
Вопросы и задачи итогового контроля
Вопросы итогового контроля
- Предмет, цели и задачи математических методов и моделирования в лесном хозяйстве.
- Специфика использования математических методов и моделей в лесном хозяйстве.
- Развитие и применение математических методов и моделей в лесном хозяйстве (в предшествующие периоды и в настоящее время).
- Основные общенаучные и специальные методы исследований в лесном хозяйстве.
- Планирование научных экспериментов.
- Элементы методики экспериментов в лесном хозяйстве и их математическое обоснование.
- Подбор объектов для проведения исследований и наблюдений. Особенности объектов исследований в лесном хозяйстве.
- Учеты и наблюдения в экспериментах с различными объектами.
- Основные статистические методы, применяемые для обработки и анализа информации в лесном хозяйстве.
- Назначение и применение анализа вариационных рядов количественной и качественной изменчивости.
- Назначение и применение дисперсионного анализа.
- Критерии достоверности различий в дисперсионном анализе.
- Назначение и применение корреляционного анализа. Коэффициенты корреляции и детерминации.
- Множественная корреляция. Особенности применения корреляционного анализа к биологическим объектам.
- Назначение и применение регрессионного анализа. Уравнения регрессии.
- Назначение и применение информационно-логического анализа. Его отличие от статистических методов.
- Информационно-логические модели и их прогнозная вероятность.
- Факторный анализ.
- Ковариационный анализ.
- Виды и назначение математических методов и моделей в лесном хозяйстве.
- Специальные математические модели в лесном хозяйстве.
- Математические методы и модели для проектно-плановых работ.
- Методология разработки и анализа математических моделей.
- Требования к математическим методам и моделям в лесном хозяйстве.
- Структура модели и стадии моделирования.
- Программные средства для математического моделирования.
- Назначение и применение распределительного метода линейного программирования.
- Особые случаи постановки распределительных задач.
- Назначение и применение симплексного метода линейного программирования.
- Структура математической модели в симплексном методе.
- Назначение и математический смысл дополнительных переменных в симплексном методе.
- Использование симплексного метода для решения задач, не имеющих естественного базиса.
- Двойственность задач линейного программирования. Основные теоремы двойственности.
- Требование целочисленности целевой функции. Целочисленное программирование.
- Параметрическое программирование и его применение для решения лесохозяйственных задач.
- Статические и динамические модели. Динамическое программирование.
- Стохастическое программирование для моделирования процессов в лесном хозяйстве.
- Нелинейность в лесохозяйственных задачах. Нелинейное программирование.
- Методы сетевого планирования и управления. Их применение в лесном хозяйстве.
- Понятие критического пути в сетевой модели и порядок перераспределения ресурсов.
- Преподаватель: Овцинов Владимир Иванович